Пропустить навигацию .
Общественная организация Харьковский музей Холокоста

Харьков
+38 (057) 843-49-12

В БОРЬБЕ ОБРЕТЕШЬ ТЫ ПРАВО СВОЕ…

Версия для печати Версия для печати

В конце октября 2008 года в прекрасном городе, жемчужине Крыма — Ялте проходила крупнейшая на территории СНГ еврейская культурно-образовательная конференция «Лимуд».

В одной из уютных аудиторий гостиницы «Ялта» состоялась презентация автобио­графического фильма «В борьбе обретешь ты право свое…» известного борца за права советских евреев 1960-80 годов, проведшего за свои убеждения около 10 лет в лагерях, ныне израильтянина Иосифа Бегуна.


Иосиф Бегун. Ялта, Лимуд 2008.

Зрителями были, в основном, люди поколения 60-70-х годов. Молодых людей в зале было немного, хотя, на мой взгляд, такой фильм должны были посмотреть все участники конференции, ведь именно благодаря многолетней борьбе таких героев, как Иосиф Бегун, стали возможными доступ советских евреев к своим национальным традициям, изучению родного языка — наконец, выезд на свою историческую родину в Государство Израиль.

Популярная песня «Владимирский Централ» для большинства из нас является лишь примером пресловутого «русского шансона» и символом блатной романтики. А для героя нашего рассказа Иосифа Бегуна этот самый Владимирский Централ — не легенда, а одно из мест — наряду с пермскими лагерями для политзаключенных и колымской ссылкой — где он отбывал заключение…

Фильм производит потрясающее впечатление не только как история борьбы, которую вели еврейские активисты в СССР против политики насильственной ассимиляции, но и как обличительный документ, дающий возможность современному зрителю увидеть и узнать из «первых рук» намерения и методы, применяемые тоталитарным советским режимом в подавлении гражданских и национальных свобод.

Закончился показ фильма. В зале зажегся свет. После минутной паузы — шквал аплодисментов, и на героя фильма обрушились вопросы зрителей и самый главный: а что было потом?

А потом, после освобождения из лагеря в феврале 1987 года, Иосиф Бегун на своей квартире в Москве создает еврейскую библиотеку, куда потянулись московские евреи и где значительное количество материалов было отпечатано самиздатовским способом: на печатной машинке и методом фотографирования нелегально ввезенных в СССР книг.

А осенью 1987 года двое молодых еврейских парней из Чернигова Семен Гуревич и Олег Быков решили съездить на осенние еврейские праздники в Москву в Московскую синагогу.

В синагоге любознательным молодым людям посоветовали познакомиться сИосифом Бегуном и его библиотекой.

Вернувшись в Чернигов, Семен Гуревич начал потихоньку распространять среди еврейского населения (тогда еще и подумать-то никто не мог, что через пару лет рухнет коммунизм!) привезенную от Бегуна литературу.

Однажды, встретив меня на улице, он предложил мне прочитать книгу «Еврейские притчи и сказки». Как сейчас, помню эту маленькую квадратную книжицу и притчу в ней о том, как царь Соломон разрешил спор двух женщин, претендовавших на одного ребенка…

Так, в 30-летнем возрасте я впервые стал знакомиться с еврейским культурным и духовным наследием, читая еврейские книги и статьи, регулярно привозимые Семеном Гуревичем из Москвы, из домашней библиотеки Иосифа Бегуна. Таким образом, косвенно благодаря Иосифу Бегуну и в не меньшей степени его жизненному примеру «как быть евреем», я в далеком Чернигове стал заниматься изучением, а впоследствии и пропагандой еврейской истории и культуры. А познакомиться лично с Иосифом Зиселевичем мне довелось только несколько лет назад.

Смутные времена конца восьмидесятых. Социалистическая система терпела крах. Однако она еще не сдавалась. Коммунистическая власть отступала неспешно, отдавая врагу не все бастионы сразу, а один за другим — постепенно. Но главный враг СССР, как его определяли партийные идеологи, как и раньше, был на Западе и в Тель-Авиве.

Советская пропаганда свирепствовала: об Иосифе Бегуне знали, что называется, «от Москвы до самых до окраин». Чернигов исключением не стал. 6 декабря 1987 года в главной газете области «Деснянська правда» появилось явно организованное властями письмо «Відповідь провокаторам», подписанное несколькими известными в городе евреями, которые в письме осуждали «экстремистские выкрутасы так называемых отказников», которыми «верховодил пресловутый борец за свободу советских евреев Иосиф Бегун»…

Однако через некоторое время после публикации этого коллективного письма в редакцию пришло еще одно письмо — от Семена Гуревича и Олега Быкова, которые не разделяли точку зрения подписавших «Відповідь». «Это — человек, который хоть как-то поднимает культуру еврейского народа… Именно благодаря Бегуну в Москве открылась еврейская публичная библиотека, еврейский национальный музей…» — писали авторы письма.

Трудно объяснить, почему однако ответ властей последовал со значительной задержкой, только через 11 месяцев. 23 ноя­бря 1988 года «Деснянська правда» публикует подвальную статью «ЗНАК ЗРАДИ» с подзаголовком «Потрапивши в тенета сіон­ської пропаганди, вони готувалися залишити Батьківщину за дорогу ціну — ціною зради її інтересів…», где мишенью автора становится уже не только Иосиф Бегун, но также Семен Гуревич и Олег Быков. Что могла означать такая публикация — объяснять не надо…

Эту историю об Иосифе Бегуне и его черниговских единомышленниках я, по просьбе самого Иосифа Зиселевича, рассказал в гостинице «Ялта» на презентации фильма «В борьбе обретешь ты право свое…». Свидетелем этого рассказа была моя давняя знакомая, директор Харьковского музея Холокоста и истории евреев, редактор газеты «Дайджест Е», заслуженный работник культуры Украины Лариса Фалеевна Воловик. И эту статью я пишу по ее просьбе специально для газеты«Дайджест Е».


Семен Бельман, председатель Черниговской областной еврейской общины,
редактор газеты «Тхия», заслуженный работник культуры Украины и Иосиф
  Бегун, «узник Сиона 1977 г.», главный редактор журнала «Новый век»

… Заканчивалась конференция. Около гостиницы «Ялта» прощались ее участники.

Прощались и мы с Иосифом, который, верный своей неуемной, любознательной натуре, готовился перед отлетом на родину к взятию очередной своей «вершины» — горной вершины Ай-Петри.

На прощанье Иосиф достал из рюкзака и протянул мне диск с записью своего фильма. На коробочке было написано:

«Дорогому Семену из славного города Чернигова в память о встрече в Ялте на Лимуде — 2008 года и с большим чувс тв ом о тех годах, уже давних, когда мы обретали право свое… Быть евреем! Иосиф Бегун».

Семен Бельман