Пропустить навигацию.
Общественная организация Харьковский музей Холокоста

Харьков, ул. Петровского, 28
+38 (057) 700-49-90

РАССТРЕЛ ЕВРЕЕВ КАК СПОРТИВНЫЙ ПРИЗ

Версия для печатиВерсия для печати

Больше тысячи лет прожили евреи в Литве. Литва стала духовным и культурным центром восточно-европейского еврейства. Иерушалаим де-Лита — так называли Вильно. Ученики и последователи Виленского Гаона открыли много прекрасных ешив: Мир, Тельше, Слободка, Кейдане, Вилкомир, Пинск и Слуцк. В Литве появились первые еврейские типографии. В первые годы существования молодого государства литовские власти были заинтересованы в использовании международных связей и способностей литовских евреев. В 1926 г. в результате государственного переворота к власти в Литве пришли националисты, которые стали вытеснять евреев из экономики страны. Участились нападения на евреев. 1936 год ознаменовался новыми атаками. Не отстала и Литва: там ввели процентную норму и на медицинский факультет в Ковно не приняли ни одного еврея.

План операции «Барбаросса» составлялся с учетом настроений местного населения. Надежды фашистов на помощь прибалтийских народов в уничтожении евреев оправдались с избытком. Еще до прихода немцев литовцы начали грабить и убивать евреев: в сотнях маленьких деревень не осталось в живых ни одного еврея. В Слободке, где была знаменитая ешива, 25 июня было убито 800 евреев, сожжены дома и осквернены синагоги. Вскоре были зверски убиты 4000 евреев Каунаса и 2000 евреев Вильнюса. До середины октября литовцы вместе с немцами погубили более 80 тысяч евреев. Десятки тысяч были убиты в Понарах. Литовцы и украинцы выискивали евреев на чердаках, в стогах сена и в подвалах. Только 24-25 октября были схвачены 3700 евреев, из них 885 детей и отправлены на Понары или убиты на месте. К концу 1941 г. в Литве осталось только 40000 евреев. За четыре месяца латыши, литовцы, украинцы и эстонцы вместе с немцами уничтожили более 250000 евреев Прибалтики. Из 220000 евреев, живших в Литве до войны, было погублено 90%. За время войны немцами были сформированы 41 латвийских, 26 эстонских и 23 литовских полицейских батальона. Несмотря на энтузиазм при расстрелах еврейского населения, литовский легион СС так не был создан. Зато литовцы, латыши и эстонцы вместе с украинцами, белорусами и поляками браво служили Рейху в концлагерях и в гетто. Конечно, они, несмотря на довоенную близость к еврейскому населению, не годились для некоторых деликатных поручений: украинцев и поляков специально привозили во Францию и Италию для распознавания евреев.

В 1941 г. лучшая баскетбольная команда Литвы соревновалась с немцами в маленьком городке возле Вильнюса. Литовцы победили немцев и вместо почетного кубка им предложили расстрелять евреев. Радости игроков не было предела. Они согнали евреев из ближайшего городка к башне, и каждый баскетболист расстрелял по 10 человек — мужчин, женщин и детей. Это было для спортсменов гораздо интереснее упражнений в тире.

После приобретения независимости в 1991 г. Литва не отдала под суд ни одного пособника нацистов. Единственный осужденный за убийство евреев был Казис Гимзаускас, которого даже не посадили в тюрьму, потому что у него болезнь Альцгеймера. Какими болезнями страдали люди, у кого он отобрал жизнь, никому не интересно.

Литовцы, как и все прибалтийские народы, любят спорт, особенно баскетбол. И когда приезжают спортивные команды из Израиля, литовцы, как их отцы и деды, бегут на стадион. В марте 2002 г. во время игры израильской и литовской баскетбольных команд, болельщики в Вильнюсе кричали «Juden, raus!» и другие немецкие призывы, и многие, многие размахивали «палестинскими» флагами. И в августе 2001 г. была такая же история. Крики с проклятьями в адрес евреев были слышны даже телезрителям, но охрана не шевельнула и пальцем.

Та памятная баскетбольная игра 1941 г. описана в книге Иосифа Гара. А недавно нашлись два брата-баскетболиста, любителя живой мишени, живущие в Америке. Сегодняшние прибалтийские государства — наследники рейхскомиссариата «Остланд». За службу немцам там начисляют пенсии, с почетом хоронят останки бывших эсэсовских командиров и открывают им памятники. При этом присутствуют представители правительства. И как недавно сказала госпожа премьерша Латвии: «У людей есть право строить кладбища солдатам, которые погибли во время войны, в том числе и тем, кто погиб, сражаясь на фронте на стороне немцев. У них тоже есть семьи, которые хотели бы прийти на кладбище и почтить память погибших. Это мемориалы павшим на войне». Другие рисуют кровавую картину в туманном импрессионистском стиле: «Действительно, молодые эстонцы, латыши, литовцы, добровольно или по принуждению служили в войсках СС. Они выполняли свой долг, как они понимали его в неясном сумраке того трагического времени. Необходимо разрешить им использование демократического права собираться и делиться воспоминаниями о минувших днях».

На днях министерство иностранных дел Израиля вызвало литовского посла Альфонсоса Эйдинтаса, чтобы заявить ему протест по поводу серии антисемитских статей в газете «Республика». Одна из статей называется «Кто правит миром?» На карикатуре нарисован верующий еврей и голый гомосексуалист. Министерство попросило Эйдинтаса, профессора истории, который писал о Катастрофе и участии его страны в уничтожении евреев, передать его начальству «глубокое разочарование, гнев и шок», испытываемые в Израиле по поводу этой статьи, написанной редактором газеты Витасом Томкусом.

Помним ли мы о Катастрофе? Помнят ли о ней евреи, поехавшие жить в Германию? Помнят ли о ней те, кто усиленно помогает немцам на проклятой немецкой земле или на земле Украины стирать память о Катастрофе? Помнят ли о погибших Кадойшим, об уничтоженных почти семи миллионах еврейских мужчин, женщин и детей те, кто на немецкие деньги едет собирать информацию по уничтоженным немцами еврейским местечкам, помнят ли о ней те, кто принимает подачки из кровавых немецких рук? Помнят ли об загубленных еврейских жизнях и их никогда не родившихся потомках те евреи, которые придумывают сладкие мифы о никогда несуществовавших немецких «спасителях» евреев? «Несмотря на горы пепла, океаны крови, мы, евреи и немцы, ничего не забывая, осуждая, скорбя, вновь и вновь осмысливая прошедшее (как и почему такое могло случиться?!), перешагнули через пропасть, еще недавно, казалось, навсегда разделившую нас. Дети и внуки тех и других протянули друг другу руки. Не в этом ли самый важный урок прошедшего столетия? Напоминание и Надежда.» — пишет г-н Хандрос.

Евреи, растрелянные, повешенные или задушенные в газовых камерах, погибшие бойцы сопротивления в лагерях и гетто, потерявшие своих близких, которые растаяли в воздухе дымом крематория или были пущены с типично немецкой аккуратностью на мыло, перчатки, тапочки, одеяла и прочие поделки немецкого изобретательного гения, преданные всеми народами Европы, на земле которых они прожили сотни и тысячи лет, а иногда даже поселились там раньше коренных народов, — эти евреи завещали нам не забыть и не простить. Тора не зря требует от нас: «Помни, что сделал тебе Амалек при выходе твоем из Египта. Как застал он тебя на пути и перебил у тебя всех отставших, а ты был изнурен, и не побоялся он Б-га. И когда избавит тебя Б-г от всех врагов твоих на Земле, которую Господь Б-г твой дает тебе в удел для овладения ею, изгладь память Амалека из поднебесной, не забудь».

Сочинение мифов, обеляющих антисемитов и убийц, или повторение уже созданных, касающихся самой страшной трагедии еврейского народа, является просто преступлением. Преступлением перед памятью 6 миллионов Кадойшим. Ведь как писал Д. Оруэлл: «кто управляет прошлым, тот управляет настоящим, а кто управляет настоящим, тот управляет будущим».

Урок ХХ столетия состоит не в братании с нацией убийц и не в предательстве памяти замученных. В годы войны мир разделился на две группы: тех, кто хотел смерти еврея, и тех, кто не хотел ему помочь остаться в живых. И еврей понял: все, что веками помогало ему выжить, больше не существует. Он не сможет убежать, перейти в другую веру или ассимилироваться. Он не сможет больше просить рахмонес: ему остается взять в руки оружие на своей земле или умереть. И в еврее оказалось достаточно жизненной силы, чтобы выбрать жизнь и построить свое государство.

После массовых убийств в 586 г. до н.э. евреев вавилонянами и в 66-70 г.г. н.э. римлянами, после истребления евреев в арабских странах, после крестоносцев, испанской инквизиции, бандитов Хмельницкого и сокрушительной мясорубки советской власти — урок ХХ столетия заключается в Освенциме, в организованном с чисто немецкой педантичностью и размахом геноциде еврейского народа. И в подтверждении вечного Завета Всевышнего с еврейским народом: «Тогда вспомню Я завет мой с Яковом, завет мой с Ицхаком, и завет мой с Авраамом вспомню, и землю вспомню. (Ваикра, 26:42) И в удивительной жизнеспособности евреев, афцелойхес але сонем (назло всем врагам), сумевших создать свое государство.

Одежда и одеяла, сделанные из человеческих волос, наверное, сносились. Но поля, удобренные когда-то пеплом и костями евреев, продолжают приносить хороший урожай. Не знаю, сладок ли вкус этих плодов для немцев, но дорвавшиеся до немецких пособий российские евреи, кажется, довольны. И не чувствуют нестерпимо смертельной горечи.